Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2015 года
- Блоги
- "Искусство кино"
Какими главными фильмами запомнился минувший год? Свои ответы нам прислали Зара Абдуллаева, Андрей Василенко, Евгений Гусятинский, Антон Долин, Владимир Лященко, Евгений Майзель, Борис Нелепо, Андрей Плахов, Денис Рузаев, Вадим Рутковский, Наталья Серебрякова, Вика Смирнова, Елена Стишова, Стас Тыркин, Нина Цыркун, Петр Шепотинник. Изучаем, сравниваем, спорим, берем на заметку.
Число картин, принцип отбора, комментарии (или их отсутствие) мы оставили на усмотрение отвечающих. Авторская орфография иноязычных, в особенности экзотических, имен и фамилий (вроде имени-фамилии ведущего тайского режиссера) тоже в основном сохранена.
ЗАРА АБДУЛЛАЕВА, критик, обозреватель журнала «Искусство кино»
«Сокровище», Корнелиу Порумбою
«Лобстер», Йоргос Лантимос
«Молодость», Паоло Соррентино
«Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакул
«Конец зимы», Ким Дэ-хван (2014)
«В лучах солнца»», Виталий Манский
«Событие», Сергей Лозница
«Милый Ханс, дорогой Петр», Александр Миндадзе
«Объятие змеи», Сиро Гуэрра
«Брат Дэян», Бакур Бакурадзе
«Страна ОЗ», Василий Сигарев
«Ангелы революции», Алексей Федорченко
«Собачье сердце», Лори Андерссон
«Конец зимы», Ким Дэ-хван
АНДРЕЙ ВАСИЛЕНКО, критик, куратор программ МКФ «Меридианы Тихого»
Уходящий год, словно ночь перед решающим сражением, – пронизывающая нервозность и страх перед мыслью представить великолепие триумфа, после которого начнется новый мир. Отсутствие подлинно резких высказываний и некоторое рефлексивное забытье с целью сохранить силы и оценить реальную расстановку сил. Нет ничего удивительного, что ставшее уже притчей во языцех, истерзанное имя «истории» вновь напоминает о себе, проходя рефреном через самые яркие фильмы года. Социальное исследование и историческая драма, эзотерическая фантазия и многослойный ассамбляж из архивных материалов – жанровые вектора сходятся в едином теле многостраничного документа, посвященного регистрации ландшафта, где сомкнулись прошлое и настоящее.
«Убийца», Хоу Сяосянь
«Сокровище», Корнелиу Порумбою
«И горы сдвинутся с места», Цзя Чжанкэ
«Кровь моей крови», Марко Беллоккьо
«Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакул
«Страна ОЗ», Василий Сигарев
«Событие», Сергей Лозница
«Тысяча и одна ночь», Мигель Гомеш
«Космос», Анджей Жулавски
«О насилии» (Concerning Violence), Горан Хьюго Олссон (2014)
«О насилии», Горан Хьюго Олссон
ЕВГЕНИЙ ГУСЯТИНСКИЙ, отборщик международного кинофестиваля в Роттердаме
1. «Горькое озеро», Адам Кертис
2. «Дуракам здесь не место», Олег Мавроматти
3. «Событие», Сергей Лозница
4. «Такси», Джафар Панахи
5. «Собачье сердце», Лори Андерссон
6. «Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер
7. «Лобстер», Йоргос Лантимос
8. «Убийца», Хоу Сяо Сень
9. «Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакун
10. «Сайонара», Кодзи Фукада
11. «Кэрол», Тодд Хейнс
12. «Аномализа», Чарли Кауфман, Дюк Джонсон
13. «Улица печали», Артуро Рипштейн
14. «Запретная комната», Гай Мэддин
15. «Лампедуза», Питер Шрайнер
16. «Ангелы революции», Алексей Федорченко
«Кровь моей крови», Марко Беллоккьо
АНТОН ДОЛИН, кинокритик
20 лучших в алфавитном порядке:
01. «Ангелы революции», Алексей Федорченко
02. «Аномализа», Чарли Кауфман, Дюк Джонсон
03. «Багровый пик», Гильермо дель Торо
04. «Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер
05. «Визит, или Воспоминания и признания», Мануэл де Оливейра
06. «Врожденный порок», Пол Томас Андерсон (2014)
07. «Головоломка», Пит Доктер, Ронни Дель Кармен
08. «И горы сдвинутся с места», Цзя Чжанкэ
09. «Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакун
10. «Кэрол», Тодд Хейнс
11. «Лобстер», Йоргос Лантимос
12. «Милый Ханс, дорогой Петр», Александр Миндадзе
13. «Молодость», Паоло Соррентино
14. «Новейший завет», Жако ван Дормель
15. «Песнь моря», Томм Мур
16. «Событие», Сергей Лозница
17. «007: Спектр», Сэм Мендес
18. «Стив Джобс», Дэнни Бойл
19. «Такси», Джафар Панахи
20. «Шпионский мост», Стивен Спилберг
«Милый Ханс, дорогой Пётр», Александр Миндадзе
ВЛАДИМИР ЛЯЩЕНКО, редактор журнала Port
1. «Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер
Так сложилось, и это моя вина отчасти, что за год не случилось ничего, что оставило бы в душе след, подобный беспримесной радости от просмотра этого во всех смыслах безупречного фильма. Это пост-метал-концерт в форме кино с идеальной драматургией: полфильма герои бегут от плохих ребят в одну сторону, а потом еще полфильма - в обратную. What a day that was, what a lovely day.
«Безумный Макс. Дорога ярости», Джордж Миллер
ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ, шеф-редактор kinoart.ru
Нумерация условна.
25. «Врожденный порок», Пол Томас Андерсон (2014) – пляжный нуар года
24. «Брат Дэян», Бакур Бакурадзе – старику здесь не место года
23. «Страна ОЗ», Василий Сигарев – черный реализм года
22. «Свояси», Денис Колеров – эксперимент года
21. «Ангелы революции», Алексей Федорченко – мистификация года
20. «Красивая и потерянная», Пьетро Марчелло – игровой фильм о животных года
19. «Не помнящие зла» (See No Evil), Йос де Путтер (Jos de Putter) – неигровой фильм о животных года
18. «Дуракам здесь не место», Олег Мавроматти – российское обвинение года
17. «Гражданин Четыре. Правда о Сноудене» (Citizenfour; 2014), Лора Пойтрас – международное обвинение года
16. «Сражения», Изабель Толленаре – историческая рефлексия года
15. «Визит, или Воспоминания и признания», Мануэл де Оливейра – кино-монумент года
14. ...
13. «Не домашнее кино» (No Home Movie), Шанталь Акерман – (не)экзистенция года
12. «Странные частицы», Денис Клеблеев – докудрама года
11. «Пока мы были молоды», Ноа Баумбах – вуди аллен года
10. «Милый Ханс, дорогой Петр», Александр Миндадзе – хоррор года
09. «Исчерпывающий эксперимент в Париже», Ян Шапотель – анимация года
08. «Конец зимы», Ким Дэ-хван (2014) – мелодрама года
07. «Сокровище», Корнелиу Порумбою – остроумие года
06. «Мудрость», Эжен Грин – мудрость года
05. «Суд», Чайтанья Тамхане (2014) – постдок года
04. «В поисках утраченной "Почты"», Николай Каптерев, Николай Изволов, Дмитрий Золотов – детектив года
03. «Песнь птиц» (Zerrumpelt Herz), Тимм Крёгер – дебют года
02. «Чамо» (Tsamo), Анастасия Лапсуй, Маркку Лемускаллио – открытие года
01. «Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакун – Гран-при
PS. В номинации «Лучший фильмы из тех, что еще не успел посмотреть» (= самый высокий индекс ожидания):
«Balikbayan #1 Memories of Over development Redux III», Кидлат Тахимик
«Счет», Джем Коэн
«Кэрол», Тодд Хейнс
«Холм свободы», Хон Сан Су
«Чо», Анастасия Лапсуй, Маркку Лемускаллио
БОРИС НЕЛЕПО, консультант фестиваля в Локарно по российскому кино, преподаватель кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ
25. «Рабин, последний день» (Rabin, the Last Day), Амос Гитай
24. «Баликбаян #1: Воспоминания о перепроизводстве, третья режиссерская версия» (Balikbayan #1 Memories of Overdevelopment Redux III), Кидлат Тахимик
23. «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией» (Francofonia), Александр Сокуров
22. «В Джексон-Хайтс» (In Jackson Heights), Фредерик Уайзман
21. «Любовь» (Love), Гаспар Ноэ
20. «Копла» (Copla), Гонсало Гарсия Пелайо
19. «Значит, это конец? Кинокритик Михаэль Алтен» (Was heißt hier Ende? Der Filmkritiker Michael Althen), Доминик Граф
18. «Академия муз» (L'Accademia delle Muse), Хосе Луис Герин
17. «Перформер» (Perfomer), Мацей Собещаньский, Лукаш Рондуда
16. «Космос» (Cosmos), Анджей Жулавский
15. «Два Реми, два» (Deux Rémi, deux), Пьер Леон
14. «Улица горечи» (La calle de la amargura), Артуро Рипштейн
13. «Рыцарь кубков» (Knight of Cups), Терренс Малик
12. «Бездомный фильм» (No Home Movie), Шанталь Акерман
11. «Анна» (Anna), Бруно Зукров
10. «Последнее лето богатых» (Der letzte Sommer der Reichen), Петер Керн
09. «В этом городе я никого не знаю. Жизнь и театр Франко Скальдати» (Gli uomini di questa città io non li conosco – Vita e teatro di Franco Scaldati), Франко Мареско
08. «Кладбище великолепия» (Rak ti Khon Kaen), Апичатпонг Веерасетакул
07. «Горы могут сдвинуться с места» (Mountains May Depart), Цзя Чжанкэ
06. «Офис» (Office), Джонни То
05. «Кровь моей крови» (Sangue del mio sangue), Марко Беллоккьо
04. «Золотая эра» (The Golden Era), Анн Хуэй (2014)
03. «Пункт назначения: Сербистан» (Destinacija Serbistan), Желимир Жилник
02. «Родина», Петр Буслов
01. «Визит, или Воспоминания и признания» (Visita ou Memórias e Confissões), Мануэл де Оливейра (1981/2015)
«Баликбаян #1: Воспоминания о перепроизводстве, третья версия»
АНДРЕЙ ПЛАХОВ, обозреватель газеты «Коммерсантъ»
«Новейший завет», Жако ван Дормель – самый остроумный фильм года
«Кэрол», Тодд Хейнс – самый красивый фильм года
«Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакул – самый загадочный фильм года
«Аномализа», Чарли Кауфман – самый трогательный фильм года
«Событие», Сергей Лозница – самый познавательный фильм года
«Сын Саула», Ласло Немеш – самый "невыносимый" фильм года
«Страна ОЗ», Василий Сигарев – самый хулиганский фильм года
«Под электрическими облаками», Алексей Герман-младший – самый пророческий фильм года
«Под лучами солнца», Виталий Манский и «Такси» Джафара Панахи – самые конспиративные фильмы года
«Молодость», Паоло Соррентино – самый классический фильм года
«Любовь», Гаспар Ноэ
ДЕНИС РУЗАЕВ, кинообозреватель "Лента.ру" и TimeOut.ru
«Любовь», Гаспар Ноэ
«Сладкая кровь Иисуса», Спайк Ли
«Сокровище», Корнелиу Порумбойю
«Сын Саула», Ласло Немеш
«Полевые нигга» (Field Niggas), Халик Аллах
«Результаты», Эндрю Бюжальски
«О насилии», Горан Олссон
«Джой», Дэвид О. Расселл
«Этажом ниже» (Un etaj mai jos), Раду Мунтян
«Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакун
«Полевые нигга», Халик Аллах
ВАДИМ РУТКОВСКИЙ, редактор журнала «Сноб»
Десятки несправедливы. В них никогда не попадают маленькие фильмы, как бы хороши они ни были: вот, например, La mujer de los perros Лауры Читареллы или «Битвы» Изабель Толленар неизбежно проиграют «Звездным войнам», которые вырастают за пределы «просто фильма», превращаясь в средство коммуникации. И можно придумать десятки критериев для выбора одной десятки года. Я включил в список те фильмы, которые удивили, заставили на время просмотра забыть о времени, въелись в память и сны. Хороших фильмов – уйма, удивительных – единицы.
1. «Всё будет хорошо», Вим Вендерс
К пожилым режиссерам я отношусь с недоверием и опаской; кто-то считает, что они – как вино, по мне, скорее, как хлеб, мясо или мороженое – черствеют, тухнут, тают и скисают. Только избранные обращаются в сталь: как Клинт Иствуд (чьего «Американского снайпера» нет в этом списке только по причине принадлежности к 2014 году). Или истончаются до ангельской бесплотности – как Вим Вендерс. По отношению к «Всё будет хорошо» всякое критическое мышление отмирает – какая критика, когда такой снег в 3D, такой теплый свет и такие доверительные крупные планы. Кстати, 3D-технология у Вендерса (при том, что история – камернейшая и спецэффектов – ноль) – самая осмысленная, создаёт объём подобно тому, как у тезки героя Джеймса Франко, Томаса Манна, стереоскопический эффект «Лотты в Веймаре» рождается из вязи слов. Не фильм, а таинство. Сюжет почти неприлично прямолинейный, 10 лет вмещаются в двухчасовой хронометраж, событий минимум, пунктир, почти ничего – но пролетают эти два часа, как вдох и выдох. Будто за камерой стояли ангелы, которые не знают, что такое банальность и зачем нужны изыски, и хоть и склонны к меланхолии, не сомневаются в одном: всё будет хорошо.
2. «Брат Дэян», Бакур Бакурадзе
Еще один фильм, создающий физически ощутимый эффект присутствия – без 3D, и вообще, непонятно, как Бакурадзе, не стесняющийся обнажать съёмочную изнанку, ремесленные стороны фильммейкинга, это делает, но состояние сербского генерала в бегах, нераскаявшегося военного преступника, ведущего призрачное существование, ощущаешь кожей. Метафизический – и очень телесный фильм.
3. «Родина», Петр Буслов
Едва ли не первый современный русский киноэпос, роман, с ловкостью и беспощадностью опытных мойр сплетающий жизни и судьбы наших соотечественников, пребывающих в тщетной попытке сбежать от самих себя. Паспорт сжечь легко, но от той Родины, что внутри, не уйти – это тревожит, мучит, но, в конце концов, обнадеживает.
4. «Любовь», Гаспар Ноэ
Наивная, печальная и романтичная история обреченной любви; в каком-то смысле, детская – несмотря на трехмерную порнографическую рельефность. Самый щемящий фильм года.
5. «Франкофония», Александр Сокуров
Никто, кроме Сокурова, не способен так свободно перемещаться по волнам исторической и личной памяти. А непринужденный, на равных, диалог с давно покойными героями он ведет как настоящий медиум. Проявляя еще и уникальное чувство юмора.
6. «Детство лидера» (The Childhood of a Leader), Брэди Корбет
Шокирующий – в хорошем смысле – режиссерский дебют американского инди-актера посвящен истокам европейского тоталитаризма. Но такая формулировка – как, впрочем, и любое другое, окончательное и бесповоротное определение – коробит: для них этот оглушающий гениальным саундтреком Скотта Уокера фильм слишком многослоен. И совершенно непредсказуем.
7. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk), С. Крэйг Залер
Нео-вестерн – очень страшный: 42-летний писатель, дебютировавший в режиссуре, изумительно скрестил эпос дикого Запада с хоррором в его самом кровавом, мясном изводе; но это не просто встреча «Искателей» с «Техасской резней бензопилой» – Залер проявляет зловещую онтологическую сторону вестерна, разлитый в воздухе новых земель параноидальный страх перед непостижимым миром. Очень умный: это парадоксальное высказывание о цивилизации и варварстве – и психофизиологический эксперимент, предлагающий воспринимать боль как язык, которым тело говорит с нами. Очень красивый: в череде широкоформатных кадров нет ни одного проходного. Сравнение с «Омерзительной восьмеркой» напрашивается само собой – тем более, что и у Залера, и у Тарантино в главной роли Курт Рассел. По мне, новичок превзошел мэтра по всем статьям.
8. «Кладбище великолепия» («Любовь в Кхонкэне»), Апичатпонг Вирасетакул
Киногреза о военном госпитале, построенном на месте старой школы и древнего кладбища королей, о солдатах в волшебной коме, перемещении душ и игре света. Фильм и герметичный, закрытый для западного взгляда, и универсальный. Вот, например, пожилая героиня Дженджира (не профессиональная актриса, но реальная женщина, истории которой режиссер уже посвящал короткометражку Cactus River) и неожиданно очнувшийся солдат приходят в мультиплекс и смотрят нарезку из треш-хоррора Iron Coffin Killer — после финального титра в зале зажигается свет, зрители встают и вытягиваются перед экраном в струнку. То, что запросто можно воспринять как метафорическую киномолитву, имеет прозаическое объяснение: в тайских кинотеатрах перед сеансами звучит национальный гимн. У Апичатпонга гимна не слышно: «Любовь» замышлялась как горькая, «рожденная из отчаяния», рефлексия о душной, политически и социально неблагополучной стране. Но просмотр, тем не менее, доставляет чистое удовольствие; сказочный трип ласкает взгляд и слух, он полон чудного (ударение можно ставить на любой слог) юмора, и даже если мы считываем в лучшем случае 20% заложенных мотивов (примерно настолько мы используем и свой мозг), этого достаточно, чтобы признать фильм магическим.
9. «Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер
Самая горячая и живописная антиутопия всех времен. И необыкновенный пример возвращения режиссера из творческого небытия: за два предшествующих десятилетия Миллер напоминал о себе сиквелом сказки про говорящего вежливого поросенка и мульт-дуплетом про мимимишечных пингвинов. И вдруг – «Безумный Макс», инъекция адреналина прямо в сердце.
10. «Горы могут сдвинуться с места» (Mountains May Depart), Цзя Чжанкэ
Нельзя не полюбить фильм, который начинается и заканчивается песней Go West лучшей группы всех времен и народов Pet Shop Boys. К тому же это захватывающая семейная сага, с действием между 1999 и 2025 годами. А еще – очень теплое кино на вечные (и оттого взятые на вооружение поп-музыкой) темы от «люди встречаются, люди влюбляются, женятся, расстаются навсегда» до «планета вертится круглая, круглая, взмах крыльев бабочки на одном континенте отзывается колыханием листьев на другом». А еще Цзя – изобретательный формалист, использует разные техники съемки и размеры кадра. Храня верность мозаичной структуре, не повторяется, не впадает в кризис, легко может быть и лиричным, и политичным, комиком и трагиком, бытописателем и мастером эпического жанра.
«Детство лидера», Брэди Корбет
НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЯКОВА, кинообозреватель, ведущий Kinoart Weekly
1. «Безумный Макс: Дорога ярости», Джордж Миллер
Адреналиновый аттракцион, в котором нет ни секунды на передышку.
2. «Чечен», Беата Бубенец
Лучший фильм об украинско-российском конфликте с точки зрения одной неприкаянной души.
3. «Лобстер», Йоргос Лантимос
Фильм с таким фантастическим и циничным сюжетом просто не может быть плохим.
4. «Сокровище», Корнелиу Порумбою
Теплая картина о том, как быть отцом, от румынского мастера кинематографических перевоплощений.
5. «Шнайдер против Бакса», Алекс ван Вармердам
Внезапный экшен с ультранасилием и блужданием в болотах.
6. «Запретная комната», Гай Мэддин
Галлюциногенные «Красная шапочка» и «Капитан Крюк».
7. «Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакун
Мистический медитативный сон, после которого просыпаешься с желанием жить.
8. «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине», Йорг А. Хопп, Хейко Ланж, Клаус Маек
Музыкальное мокьюментари о любимом европейском городе.
9. «Счет», Джем Коэн
Волшебный док о Genius loci – посвящение Крису Маркеру.
10. «Баликбаян #1: Воспоминания о перепроизводстве, третья версия» (Balikbayan #1 Memories of Over development Redux III), Кидлат Тахимик
Филиппинский постмодернистский микс длиною в двадцать лет.
«Запретная комната», Гай Мэддин
ВИКА СМИРНОВА, кинокритик, преподаватель Санкт-Петербургского Государственного Института кино и телевидения
1. «Кладбище великолепия», Апичатпонг Вирасетакул
2. «Сокровище», Корнелиу Порумбою
3. «Пазолини», Абель Феррара
4. «Малыш Кенкен», Брюно Дюмон
5. «Феникс», Кристиан Петцольд
6. «Ангелы революции», Алексей Федорченко
7. «Взгляд тишины», Джошуа Оппенхаймер
8. «Такси», Джафар Панахи
9. «Убийца», Хоу Cяосянь
10. «Клуб», Пабло Ларраин
«Такси», Джафар Панахи
ЕЛЕНА СТИШОВА, критик, обозреватель
«Милый Ханс, дорогой Петр», Александр Миндадзе
«Ангелы революции», Алексей Федорченко
«Страна ОЗ», Василий Сигарев
«Молодость», Паоло Соррентино
«Бараны» Гримур Хаконарсон
«Вулкан Иксканул» Джейро Бустаманте
«Перламутровая пуговица», Патрисио Гузман
«Событие», Сергей Лозница
«Молодость», Паоло Соррентино
СТАС ТЫРКИН, кинокритик, куратор кинопрограммы "Гоголь-центра", программный директор Национального фестиваля дебютов "Движение"
Без мест, навскидку:
«Виктория», Себастьян Шиппер
«Клуб», Пабло Лоррейн
«Молодость», Паоло Соррентино
«Лобстер», Йоргос Лантимос
«Кэрол», Тодд Хейнс
«Новейший завет», Жако ван Дормель
«Страна ОЗ», Василий Сигарев
«Клан Токио» (Tokyo Tribe), Сион Соно
«Дуракам здесь не место», Олег Мавроматти
«Большой всплеск», Лука Гуаданьино
«Afternoon», Цай Минлян
«Выживший», Алехандро Гонсалес Иньярриту
И несколько дебютов или почти дебютов высокой пробы, которые не снились нашим пенатам
«Спящий гигант», Эндрю Чивидино
«Криша», Трэй Эдвард Шульц
«Рай», Сина Атайяна Дена
«Я, Эрл и умирающая девушка», Альфонсо Гомес-Рехон
«Кэрол», Тодд Хейнс
НИНА ЦЫРКУН, редактор журнала «Искусство кино»
1. «Игра в имитацию», Мортен Тильдум
Долгожданный оммаж Алану Тьюрингу, гениальному математику и логику на службе М16 во время Второй мировой.
2. «Марсианин», Ридли Скотт
Кино о действии, которое исцеляет отчаяние.
3. «Аномализа», Чарли Кауфман, Дюк Джонсон
Своевременный месседж: нельзя выжить в одиночку в пост-апокалиптическом аду, выход только в согласии и единении.
4. «Леди в фургоне», Николас Хайтнер
Фильм о том, как, отказавшись от самого себя, не отказаться от достоинства.
5. «Кибер», Майкл Манн
Трезвый взгляд на прекрасный новый мир, сформированный IT-технологиями.
6. «Снайпер», Клинт Иствуд
Анализ неисцелимого диссонанса между солдатом-снайпером и человеком вне войны.
7. «45 лет», Эндрю Хэй
О вечном присутствии прошлого в настоящем и невозможности от него отрешиться.
8. «Макбет», Джастин Курзел
Актуальная тема иррациональной жажды власти и ее ослепляющей неутолимости, а также сопутствующих ей безумия и смерти.
9. «Перламутровая пуговица», Патрисио Гузман
Поэтичное воплощение замысла о неразрывной связи единичного и общего, прошлого и настоящего.
10. «Такси», Джафар Панахи
Урок тем, кто загнан в угол: талант (воля к жизни, любовь – нужное подчеркнуть) нельзя отлучить от самого (самой) себя и он (она) найдет себе выход; что в этом случае характерно – не паразитируя на интровертных переживаниях, а обращаясь вовне, к миру, так старательно его (ее) отторгающему.
«Перламутровая пуговица», Патрисио Гузман
ПЕТР ШЕПОТИННИК, кинокритик, кинорежиссер, отборщик Венецианского кинофестиваля
«Кэрол», Тодд Хейнс
«Моя грандиозная ночь», Алекс де ла Иглесиа
«Моя мать», Нанни Моретти
«Бруклин Джон Краули
«Маргерит», Ксавье Джанноли
«11 минут», Ежи Сколимовский
«Франкофония», Александр Сокуров
«Орлеан», Андрей Прошкин
«Страна ОЗ», Василий Сигарев
«Милый Ханс, дорогой Петр», Александр Миндадзе
«Господи, благослови дитя мое», Роберт Мачоян (Robert Machoian) и Родриго Охеда-бек (Rodrigo Ojeda-Beck)
«Молодость», Паоло Соррентино
«Страна ОЗ», Василий Сигарев
С новым 2015-м годом!
PS.
Итоги 2012 года.
Итоги 2013 года.
Итоги 2014 года.